Портфолио как инструмент обобщения педагогического опыта
Новые государственные образовательные стандарты устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Эти результаты должны отражать: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм.
В связи с этим резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную к самоорганизации, обладающую прогностическими способностями, умеющую предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов, готовую воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Образовательные учреждения нуждаются в учителе, обладающем принципиально новым стилем мышления, готовым применить профессиональные знания в нестандартной жизненной ситуации, умеющим работать в современном образовательном пространстве с современным объемом информации, проектировать процесс обучения на разных уровнях и этапах, прогнозировать и анализировать результаты работы с последующей рефлексией и коррекцией своей педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетенции педагога неразрывно связано с педагогическим опытом: анализ, изучение и обобщение собственного педагогического опыта активизируют профессиональное саморазвитие педагога, обеспечивают профессионально-личностное становление компетентного и мобильного специалиста, способного и готового к инновационной деятельности.
Умение обобщить свой опыт – сегодня один из главных критериев педагогической компетентности и качества образовательной деятельности.
Отсюда вытекает необходимость в создании условий для педагогического роста, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Важным компонентом современной образовательной среды является портфолио педагога. На мой взгляд, это инструментарий для диагностики и непрерывного отслеживания результативности процесса самообразования и саморазвития педагога в соответствии с поставленными целями. Портфолио педагога помогает провести ситуационный анализ, т.е. анализ фактов и факторов, обусловивших имеющиеся результаты. Это анализ внешней среды: выделение внешних обстоятельств, влияющих на результаты профессиональной деятельности педагога и внутренней среды – анализ педагогических достижений, причин педагогических достижений, анализ причин изменений в образовательном процессе; выявление слабых сторон деятельности и возможных барьеров для успешной профессиональной деятельности; определение возможностей, усиливающих сильные стороны, «компенсирующих» слабые стороны и позволяющих преодолеть препятствия.
Как и любая деятельность, связанная с исследованием, структурированием и обобщением, составление портфолио трудоёмкий и затратный по времени процесс, но хорошо подготовленная основа позволяет в дальнейшем быстро и содержательно обобщать педагогический опыт, выявлять инновационную сущность деятельности учителя, ёмко характеризовать методическую систему педагога, представлять и распространять передовой опыт.
|