Организация
презентации продукта проектной или исследовательской работы (Презентация)
Непременным
условием проекта является его публичная защита, презентация результата
работы. В ходе презентации автор не только рассказывает об этапах работы и
показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении
проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентациии – важнейшая сторона работы над проектом, которая
предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и
приобретенного в её ходе опыта.
(СЛАЙД) Презентация –
это витрина проекта.
Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат
работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы.
Самопрезентация, умение в
выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, – важнейший
социальный навык.
(СЛАЙД) Работа над
проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя.
Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать,
что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных
идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке
зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога. (СЛАЙД) Анализируя опыт работы, хочется отметить, что основные проблемы
презентации – это регламент, речь и вопросы аудитории.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на
выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая
осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой
большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором
открытиями. Вообще хочется рассказать о многом. По этой причине презентационные
выступления часто не укладываются в регламент.
Очень важно научить детей
выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст
презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с
листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления
необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы
публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать, поблагодарив
того, кто его задает. Любой вопрос по
теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору
еще один шанс показать свою компетентность.
Презентацию желательно отрепетировать.
(СЛАЙД)
Многообразие
типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и
воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся
активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный
арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и
внеурочной деятельности.
Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь,
во многом определяет вид проектного продукта.
Творческие проекты чаще всего завершаются созданием
произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в
материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях,
рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи,
брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации,
реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего
становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы
на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением
мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика
привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Атомная
энергетика: за и против»).
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен полностью
соответствовать требованиям качества, то есть быть эстетичным, удобным в
использовании, соответствовать целям проекта (напомню, что проектный продукт –
это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы
проекта). При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить,
что он создает этот продукт не только для себя, но и для любого другого
человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен
данный проект. Например, продуктом проекта, посвященного проблеме
взаимоотношения между подростками и их родителями, стала инструкция «Давайте
жить дружно: как решать конфликты с родителями».
(СЛАЙД)
Опыт организации презентации продукта проектной или исследовательской работы в
МБОУ Суетовская СОШ
Математика
(педагоги:
Буренкова Елена Алексеевна, Емельянова Наталья Николаевна)
Традиционные (урочные, внеурочные проекты) и сетевые
(дистанционные).
Традиционные проекты
Проектный продукт:
ü Реферат
ü Мультимедийная
презентация
ü Памятка,
инструкция
ü Альбом
(задач, иллюстраций)
ü Экскурсия
ü Модель,
макет
ü Ребус
ü Кроссворд
ü Стенгазета
ü Викторина
ü Эссе
ü Тест
Сетевые проекты
Проекты обучающихся
Проектный продукт:
ü Реферат
«Задачи на клетчатой бумаге»; 1 место во всероссийском конкурсе
ученических рефератов «Кругозор» в 2011
г.
ü Электронный
словарь по геометрии для 7 класса; 2 место во всероссийском
дистанционном конкурсе в 2012 г.
ü Каталог
современных образовательных Интернет-ресурсов; 2 место во всероссийском сетевом проекте в 2013
г.
Проекты педагогов
Проектный продукт:
ü Электронное пособие для
подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе
«Задача В10. Теория вероятностей» .
ü Мастер – класс «Создание
электронного пособия как средство повышения ИКТ компетентности участников
образовательного процесса». (Всероссийский сетевой проект «Авторский электронный учебник»)
ü Персональный
сайт «Кабинет
математики Буренковой Е. А.» http://burenkova.ucoz.ru/; 3
место во
Всероссийском фестивале образовательных сайтов и блогов 2013.
(Всероссийский сетевой проект
«Авторский сайт педагога")
Подводя итог,
следует отметить важные моменты организации презентации продукта проектной или
исследовательской работы:
1. Для
публичной презентации очень важно:
Ø Строить
защиту по указанным критериям оценивания проекта
Ø Правильно
построить свою речь – коротко и ясно излагать основные мысли
Ø Соблюдать
регламент.
2. Для
дистанционной презентации продукта
проектной или исследовательской работы важно:
Ø Оформить
итоговый продукт по указанным критериям оценивания
Ø Составить
содержательную аннотацию продукта
Ø Разработать
пошаговую инструкцию по работе с итоговым продуктом
Список использованной литературы
1. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной
деятельности учащихся: Лекции / Ступницкая М.А. – М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2011.
2. Островский С.Л. Как сделать презентацию. - М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2011.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов
педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских
способностей школьников. – М.: Генезис, 2005.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:Народное
образование, 1998.
6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2012.
|